«Какого растения не стало?»
Игровой материал: растения.
Игровые действия: на столик выставляется четыре или пять растений. Ребенок их запоминает. Взрослый предлагает ребенку закрыть глазки и убирает одно из растений. Ребенок открывает глаза и вспоминает, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
«Цветочный магазин»
Игровой материал: разноцветные лепестки разной формы картинки с изображением цветов.
Игровые действия: ребенок приходит в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Выбирает понравившиеся лепестки, называет их цвет и находит цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2.
Ребенок самостоятельно из цветов составляет три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
«Чудесный мешочек»
Игровой материал: разнообразный природный материал (шишки, каштаны, желуди и т.д.), непрозрачный мешочек.
Игровые действия: ребёнок должен опустить руку в мешочек и угадать, что там, предварительно описав природный предмет.
«Цепочка»
Игровые действия: взрослый называет ребенку объект живой или неживой природы, а ребенок, в свою очередь, также называет признак данного объекта. Игра продолжается дальше таким образом, чтобы признаки названного объекта не повторялись. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д. Варианты слов для игры: Сосна, бабочка, облако, заяц.
«Птица, рыба, зверь»
Игровой материал: мяч.
Игровые действия: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит «птица», «зверь» или «рыба». Ребёнок должен подобрать видовое понятие, например «птица»-«ласточка», «зверь»-«слон» и бросить мяч обратно. Можно в игру играть и без мяча.
«Кто где живёт?»
Игровые действия: взрослый называет животное, ребёнок называет его «домик». Например: «Белка»-«дупло», «лиса»-«нора», «пчела»-«улей» и так далее…
«С какой дерева лист»
Игровой материал: картинки с изображением деревьев и листочков этих деревьев.
Игровые действия: ребенок рассматривает листья деревьев, называет их. Взрослый предлагает ребенку подобрать лист к дереву.
Игры с песком
«Мокрые отпечатки»
Вариант 1. Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведёрке; след в обуви разного размера.
Вариант 2.Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать детали, чтобы получился какой-нибудь предмет или образ.
«Брось камешек»
В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведёрко с камешками. Бросают по три камешка, стараясь попасть в ямку. Победителей «угощают» тортами из песка.
«Песочная черепаха»
Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги. Палочками ребенок рисует узоры на панцире песочной черепахи.
Игры с водой
«Из пустого в порожнее»
Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют стишки о водичке.
«Аквариум»
Игровой материал: мячики, бусинки, пуговицы, тазик, мерная ложка.
Игровые действия: чтобы запустить «рыбок» в аквариум, налейте в тазик воды и высыпьте в емкость разноцветные украшения. Задача ребенка – наловить как можно больше бусинок и пуговиц с помощью мерной ложки. При этом нельзя помогать себе второй рукой.
«Тонет – не тонет»
Ребенок рассматривает группу игрушек и называет, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Опускает игрушки в воду и проверяет, какие из них тонут.
«Выбери нужное»
Игровой материал: предметные картинки.
Игровые действия: на столе рассыпаны предметные картинки. Родитель называет какое – либо свойство или признак, а ребенок должен выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
«С какой дерева лист»
Игровой материал: картинки с изображением деревьев и листочков этих деревьев.
Игровые действия: ребенок рассматривает листья деревьев, называет их. Взрослый предлагает ребенку подобрать лист к дереву.
«Угадай, что где растет»
Игровой материал: мяч.
Игровые действия: родитель бросает ребенку мяч, называя растение, а ребенок должен ответить, в каком месте растет данное растение (сад, огород, луг, лес).
«Что из чего сделано?»
Игровой материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т.д.
Игровые действия: ребенок вынимает из мешочка разные предметы и называет, указывая, из чего сделан каждый предмет.
«Назови три предмета»
Игровой материал: мяч.
Игровые действия: взрослый называет одно слово, например, цветы, а ребенок ловит мяч и говорит три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы.
- Ромашка, роза, василек.
«Назови растение»
Игровой материал: несколько комнатных растений.
Игровые действия: родитель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.).
Взрослый также обращает внимание ребенка на то, что у растений разные стебли.
- Назови растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля.Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
«Что где растет?»
Игровые действия: взрослый называет разные растения и кустарники, а ребенок выбирает только те, что растут в данной местности. Если растут – хлопает в ладоши или прыгает на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – ребенок молчит.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.
Игры с песком
«Мокрые отпечатки»
Вариант 1. Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведёрке; след в обуви разного размера.
Вариант 2. Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать детали, чтобы получился какой-нибудь предмет или образ.
«Брось камешек»
В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведёрко с камешками. Бросают по три камешка, стараясь попасть в ямку. Победителей «угощают» тортами из песка.
«Песочная черепаха»
Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги. Палочками ребенок рисует узоры на панцире песочной черепахи.
Игры с водой
«Из пустого в порожнее»
Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют стишки о водичке.
«Аквариум»
Игровой материал: мячики, бусинки, пуговицы, тазик, мерная ложка.
Игровые действия: чтобы запустить «рыбок» в аквариум, налейте в тазик воды и высыпьте в емкость разноцветные украшения. Задача ребенка – наловить как можно больше бусинок и пуговиц с помощью мерной ложки. При этом нельзя помогать себе второй рукой.
«Тонет – не тонет»
Ребенок рассматривает группу игрушек и называет, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Опускает игрушки в воду и проверяет, какие из них тонут.
«Бывает – не бывает»
Игровой материал: мяч.
Игровые действия: взрослый произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«Найди лишнее»
Игровые действия: Взрослый называет ребенку 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
заяц, ёж, шмель, лиса;
дождь, снег, облако, роса;
роза, одуванчик, тюльпан, лилия;
корова, волк, овца, кролик;
голубь, паук, скворец, сорока;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
ель, берёза, яблоня, осина;
лиса, свинья, лось, кабан
кузнечик, божья коровка,
воробей, майский жук;
лес, парк, роща, тайга.
«Я знаю…»
Игровые действия :взрослый называет ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит:
«Я знаю пять диких зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы (рыбы, цветы, деревья, насекомые, домашние животные, птицы).
«Воздух, земля, вода»
Игровой материал: мяч.
Игровые действия: родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле, на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Что это такое?»
Игровые действия: взрослый загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если ребёнок его отгадал, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, внутри жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из него вылупляются птенцы.
«Вершки-корешки»
Игровые действия: взрослый называет «жителя» огорода, если овощ растёт в земле – ребёнок руки опускает вниз, а если нет, то поднимает руки вверх.
«Назови три предмета»
Игровой материал: мяч.
Игровые действия:взрослый называет одно слово, например, цветы, а ребенок ловит мяч и говорит три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы.
- Ромашка, роза, василек.
Игры с песком
«Мокрые отпечатки»
Вариант 1. Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведёрке; след в обуви разного размера.
Вариант 2. Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать детали, чтобы получился какой-нибудь предмет или образ.
«Брось камешек»
В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведёрко с камешками. Бросают по три камешка, стараясь попасть в ямку. Победителей «угощают» тортами из песка.
«Песочная черепаха»
Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги. Палочками ребенок рисует узоры на панцире песочной черепахи.
Игры с водой
«Из пустого в порожнее»
Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют стишки о водичке.
«Аквариум»
Игровой материал: мячики, бусинки, пуговицы, тазик, мерная ложка.
Игровые действия: чтобы запустить «рыбок» в аквариум, налейте в тазик воды и высыпьте в емкость разноцветные украшения. Задача ребенка – наловить как можно больше бусинок и пуговиц с помощью мерной ложки. При этом нельзя помогать себе второй рукой.
«Тонет – не тонет»
Ребенок рассматривает группу игрушек и называет, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Опускает игрушки в воду и проверяет, какие из них тонут.