Библиотека игр

Экологические игры

«Какого растения не стало?»

Игровой материал: растения.

Игровые действия: на столик выставляется четыре или пять растений. Ребенок их запоминает.  Взрослый предлагает ребенку закрыть глазки и убирает одно из растений. Ребенок открывает глаза и вспоминает, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Цветочный магазин»

Игровой материал: разноцветные лепестки разной формы картинки с изображением цветов.

Игровые действия: ребенок приходит в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Выбирает понравившиеся лепестки, называет их цвет и находит цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Ребенок самостоятельно из цветов составляет три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

«Чудесный мешочек»

Игровой материал: разнообразный природный материал (шишки, каштаны, желуди и т.д.), непрозрачный мешочек.

Игровые действия: ребёнок должен опустить руку в мешочек и угадать, что там, предварительно описав природный предмет.

«Цепочка»

Игровые действия: взрослый называет ребенку объект живой или неживой природы, а ребенок, в свою очередь, также называет признак данного объекта. Игра продолжается дальше таким образом, чтобы признаки названного объекта не повторялись. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д. Варианты слов для игры: Сосна, бабочка, облако, заяц.

«Птица, рыба, зверь»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит «птица», «зверь» или «рыба». Ребёнок должен подобрать видовое понятие, например «птица»-«ласточка», «зверь»-«слон» и бросить мяч обратно.  Можно в игру играть и без мяча.

«Кто где живёт?»

Игровые действия: взрослый называет животное, ребёнок называет его «домик». Например: «Белка»-«дупло», «лиса»-«нора», «пчела»-«улей» и так далее…

«С какой дерева лист»

Игровой материал: картинки с изображением деревьев и листочков этих деревьев.

Игровые действия: ребенок рассматривает листья деревьев, называет их. Взрослый предлагает ребенку подобрать лист к дереву.

Игры с песком

«Мокрые отпечатки»

Вариант 1.  Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведёрке; след в обуви разного размера.

Вариант 2.Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать детали, чтобы получился какой-нибудь предмет или образ.

«Брось камешек»

     В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведёрко с камешками. Бросают по три камешка, стараясь попасть в ямку. Победителей «угощают» тортами из песка.

«Песочная черепаха»

     Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги. Палочками ребенок рисует узоры на панцире песочной черепахи.

Игры с водой

«Из пустого в порожнее»

     Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют стишки о водичке.

«Аквариум»

Игровой материал: мячики, бусинки, пуговицы, тазик, мерная ложка.

Игровые действия: чтобы запустить «рыбок» в аквариум, налейте в тазик воды и высыпьте в емкость разноцветные украшения. Задача ребенка – наловить как можно больше бусинок и пуговиц с помощью мерной ложки. При этом нельзя помогать себе второй рукой.

«Тонет – не тонет»

Ребенок рассматривает группу игрушек и называет, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Опускает игрушки в воду и проверяет, какие из них тонут.

«Выбери нужное»

Игровой материал: предметные картинки.

Игровые действия: на столе рассыпаны предметные картинки. Родитель называет какое – либо свойство или признак, а ребенок должен выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

«С какой дерева лист»

Игровой материал: картинки с изображением деревьев и листочков этих деревьев.

Игровые действия: ребенок рассматривает листья деревьев, называет их. Взрослый предлагает ребенку подобрать лист к дереву.

«Угадай, что где растет»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия: родитель бросает ребенку мяч, называя растение, а ребенок должен ответить, в каком месте растет данное растение (сад, огород, луг, лес).

«Что из чего сделано?»

Игровой материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т.д.

Игровые действия: ребенок вынимает из мешочка разные предметы и называет, указывая, из чего сделан каждый предмет.

«Назови три предмета»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия: взрослый называет одно слово, например, цветы, а ребенок ловит мяч и говорит три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы.

- Ромашка, роза, василек.

«Назови растение»

Игровой материал: несколько комнатных растений.

Игровые действия: родитель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.).

Взрослый также обращает внимание ребенка на то, что у растений разные стебли.

- Назови растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля.Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Что где растет?»

Игровые действия: взрослый называет разные растения и кустарники, а ребенок выбирает только те, что растут в данной местности. Если растут – хлопает в ладоши или прыгает на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – ребенок молчит.

Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.

Игры с песком

«Мокрые отпечатки»

Вариант 1.  Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведёрке; след в обуви разного размера.

Вариант 2. Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать детали, чтобы получился какой-нибудь предмет или образ.

«Брось камешек»

     В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведёрко с камешками. Бросают по три камешка, стараясь попасть в ямку. Победителей «угощают» тортами из песка.

«Песочная черепаха»

     Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги. Палочками ребенок рисует узоры на панцире песочной черепахи.

Игры с водой

«Из пустого в порожнее»

     Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют стишки о водичке.

«Аквариум»

Игровой материал: мячики, бусинки, пуговицы, тазик, мерная ложка.

Игровые действия: чтобы запустить «рыбок» в аквариум, налейте в тазик воды и высыпьте в емкость разноцветные украшения. Задача ребенка – наловить как можно больше бусинок и пуговиц с помощью мерной ложки. При этом нельзя помогать себе второй рукой.

«Тонет – не тонет»

Ребенок рассматривает группу игрушек и называет, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Опускает игрушки в воду и проверяет, какие из них тонут.

«Бывает – не бывает»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия: взрослый произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

«Найди лишнее»

Игровые действия: Взрослый называет ребенку 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

заяц, ёж, шмель, лиса;

дождь, снег, облако, роса;

роза, одуванчик, тюльпан, лилия;

корова, волк, овца, кролик;

голубь, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

ель, берёза, яблоня, осина;

лиса, свинья, лось, кабан

кузнечик, божья коровка,

воробей, майский жук;

 лес, парк, роща, тайга.

«Я знаю…»

Игровые действия :взрослый называет ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит:

«Я знаю пять диких зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы (рыбы, цветы, деревья, насекомые, домашние животные, птицы).

«Воздух, земля, вода»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия: родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле,  на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Что это такое?»  

Игровые действия: взрослый загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если ребёнок его отгадал, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, внутри жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из него вылупляются птенцы.

«Вершки-корешки»

Игровые действия: взрослый называет «жителя» огорода, если овощ растёт в земле –  ребёнок руки опускает вниз,  а если  нет, то поднимает руки вверх.

«Назови три предмета»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия:взрослый называет одно слово, например, цветы, а ребенок ловит мяч и говорит три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы.

- Ромашка, роза, василек.

Игры с песком

«Мокрые отпечатки»

Вариант 1.  Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведёрке; след в обуви разного размера.

Вариант 2. Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать детали, чтобы получился какой-нибудь предмет или образ.

«Брось камешек»

     В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведёрко с камешками. Бросают по три камешка, стараясь попасть в ямку. Победителей «угощают» тортами из песка.

«Песочная черепаха»

     Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги. Палочками ребенок рисует узоры на панцире песочной черепахи.

Игры с водой

«Из пустого в порожнее»

     Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют стишки о водичке.

«Аквариум»

Игровой материал: мячики, бусинки, пуговицы, тазик, мерная ложка.

Игровые действия: чтобы запустить «рыбок» в аквариум, налейте в тазик воды и высыпьте в емкость разноцветные украшения. Задача ребенка – наловить как можно больше бусинок и пуговиц с помощью мерной ложки. При этом нельзя помогать себе второй рукой.

«Тонет – не тонет»

Ребенок рассматривает группу игрушек и называет, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Опускает игрушки в воду и проверяет, какие из них тонут.

свернуть

Сюжетно – ролевые игры

 «Дом, семья»

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

Игровые действия: игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день», «Прогулка в лес», «Семейный обед» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью игровых модулей, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

«Дочки-матери»

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

Игровые действия: мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.

Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.

Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.

Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.

Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.

Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.

«Детский сад»

Игровой материал: тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.

Игровые действия: воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры... Помощник воспитателя следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду… Логопед занимается с детьми постановками звуков, развитием речи… Муз.руководитель проводит муз. деятельность. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.

«Поликлиника»

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, градусник, фонендоскоп, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Игровые действия: больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, смотрит горло, прослушивает фонедоскопом, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

«Больница»

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, градусник, фонендоскоп, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, таблетки, порошки и т.д.

Игровые действия: больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.

«Скорая помощь»

Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, таблетки, порошки и т.д.

Игровые действия: больной звонит по телефону 103 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

«Ветеринарная лечебница»

Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, таблетки, порошки и т.д.

Игровые действия: в ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома

«Зоопарк»

Игровой материал: крупный строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных, касса, билеты, деньги.

Игровые действия: строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных 

«Магазин»

Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров.

Игровые действия: водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.

«Салон красоты»

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, полотенца, касса, чеки, деньги.

Игровые действия: парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

«Библиотека»

Игровой материал: формуляры, книги, картотека.

Игровые действия: Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.

«Строительство»

Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.

Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

 «Почта»

Игровой материал: кепка почтальона, сумка почтальона,  газеты, письма, открытки, бланки разные, посылочки маленькие из коробок, почтовый штамп,  почтовый ящик из коробки, карандаш для записей.

Игровые действия: люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки, поздравляют с праздником. Письма и открытки люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик.

Телеграммы и письма разносит почтальон. У него большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры.

Конверты покупают на почте, в киоске. На почте можно отослать посылку в другой город. Почтовый ставит на ней печать, отправляет на железнодорожную станцию.

«Столовая» - «Кафе»- «Повар»

Игровой материал: колпак белый (2 шт.),  фартук (2 шт.),  посуда кухонная детская, посуда столовая детская, посуда чайная детская, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки  из-под соков, йогуртов.

Игровые действия: в столовой  стоят столы и стулья для посетителей. Повара готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. В столовой кормят шоферов,  рабочих, строителей, учеников в школе.

На столах стоят салфетки, вазочки с цветами. Официанты подают еду  посетителям, вежливо с ними разговаривают, дают книжечку с меню, чтобы выбрать еду по желанию посетителя.  Посетители платят за обед в кассу, им выдают чек. В кафе люди приходят не только поесть, но и послушать музыку.

«На дорогах города»

Игровой материал:  игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Игровые действия: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Машины едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

«Автобус»

Игровой материал: строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

Игровые действия: для игры сдвигаются стульчики и ставятся так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки. Для игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Пассажиры занимают места в автобусе. Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет и дает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библиотека», «Больница», «Школа» и т. д.), дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

«Прогулка»

Игровой материал: куклы, одежда для всех пери­одов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф­чик для одежды и стульчик.

Игровые действия: папа с мамой предлагают ребенку отправиться на прогулку. Затем они выбирают соответствующую времени года одежду,  родители напоминают ребенку о правильной последовательности одевания. После этого все одеваются и отправляются гулять.

«Аптека»

Игровой материал: халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лек. травы.

Игровые действия: водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы, коктейли.

«Школа»

Игровой материал: книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус,  журнал для учителя.

Игровые действия: учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

«Пригласили мы гостей»

Игровой материал: посуда, фрукты, овощи, угощение, столы со скатертями, вазы с цветами, детская мебель, кухня, детская плита; предметы — заместители.

Игровые действия: игровые действия начинаются с того, что предлагается навести порядок в квартире перед приходом гостей и приготовить еду. Необходимо распределить роли кто будет убираться, а кто готовить, кто украсит квартиру цветами, накроет на стол, правильно расставит столовые приборы. После окончания приготовлений  договариваются, как они встретят гостей, чем их займут, о чем будут вести беседы.

свернуть

Логико-математические игры

«Мышки и норки»

Игровой материал1 полоска с нарисованными норками, мышки, вырезанные из бумаги.

Игровые действия: разложить на столе полоски с норками. У ребенка – мышки. Необходимо посадить мышку в норку.

Мышки «гуляют». Кот просыпается и выходит на охоту. Нужно мышек расселить в норки. В каждой норке живёт только одна мышка. Расселяют мышек путём наложения слева-направо. Необходимо правильно и быстро расселить мышек в норки.

«Что пропало?»

Игровой материал: набор геометрических фигур (в соответствии с возрастом ребенка).

Игровые действия: геометрические фигуры раскладываются на столе. Посмотреть внимательно и запомнить фигуры и их месторасположение. Закрыть глаза и не подглядывать. Открыть глаза по сигналу ведущего. Посмотреть, какая фигура пропала. Если ребенок  отгадал , то он сам убирает следующую фигуру.

«Считаем пуговицы»

Игровой материал: карточки с нашитыми на них пуговицами, плотная ткань.

Игровые действия: ребенок ощупывает карточку с пуговицами, карточка накрыта тканью. Считать пуговицы слева-направо, правой рукой. Назвать количество посчитанных пуговиц и, сняв ткань, проверить.

«Автомобили и гаражи»

Игровой материал :листы с нарисованными гаражами разной величины, вырезанные изображения машин (легковых, грузовых, автобусов и т.д.).

Игровые действия: ребенок рассматривает картинки с изображением гаражей и автомобилей. Затем берёт любой автомобиль и накладывает его на гараж. Автомобиль можно поставить в гараж, если его величина соответствует величине гаража.

«Сложи узор»

Игровой материал:16 одинаковых кубиков, 6 по-разному окрашенных граней в 4 цвета.

Игровые действия: мама с ребенком рассматривают игровой материал. Затем ребенку предлагается сложить узор по заданию.

  1. Ребенок может складывать узоры по образцу-картинке;
  2. По указанию родителя;
  3. Сам придумывает узор.

Затем родители с ребенком меняются местами. Задания предлагает ребенок.

«Уникуб»

Игровой материал:27 кубиков 3-х цветов.

Игровые действия:

  1. Кубики складываются в коробку;
  2. Родители дают разные задания:

   А) сложить в коробку кубики одного цвета;

   Б) складывать разные формы.

Игровой результат: выполнить задание по заданному правилу.

Варианты: а) укладывание кубиков слоями по определенному цвету в коробку;

б) сложить так, чтобы донышко было синим, середина – желтой, а верх – красным.

«Чудо-мешочек»

Игровой материал: мешочек из непрозрачной ткани, шарики или картонные кружочки одинакового диаметра (5-6 см) 2-х цветов – красного и желтого.

Игровые действия: ребенок поочередно вынимает шарики.

1) В мешочек кладут 2 красных и 2 желтых шарика. Вынимают 1, 2 шарика. Называют цвета.

2) Делают вывод, что если 2 шарика, то они могут быть: 2 красных, 2 желтых, 1 красный, 1 желтый.

3) Опыт по вытягиванию 3-х шариков.

4) Предложить решить задачу: «Сколько шариков нужно вынуть из мешочка, чтобы быть уверенным, что хотя бы один окажется красным».

Игровой результат: правильно все объяснить и не сделать ошибку.

«Сложи квадрат»

Игровой материал:24 разноцветных квадрата из картона, разрезанных на части (85 кусочков).

Игровые действия:

  1. Перемешать все части квадрата и высыпать на стол;
  2. Рассортировать по цветам все кусочки;
  3. Сложить из каждой кучки квадрат.

Варианты:

  1. Дать конверт с квадратом и образец, ребенок самостоятельно складывает по образцу, подобрав куски одного цвета.
  2. Смешать кусочки от нескольких квадратов, чтобы самостоятельно рассортировал по конвертам.

«Угадай»

Игровой материал: лист с нарисованными двумя парами лыж вразброс и полоска-мерка, которая укладывается в лыжах 3-4 раза, цветные карандаши.

Игровые действия: ребенку дается лист с нарисованными лыжами, условные мерки. Измеряем длину лыж с помощью условной мерки. Правильно прикладываем мерку. Раскрашиваем лыжи одинаковой длины одинаковым цветом.

Возможный вариант: «Новогодние ёлочки». Необходимо выбрать ёлку заданной условной длины (2 мерки, 5 мерок и т. д.). Выстраивание сериационного ряда.

«Наведи порядок»

Игровой материал:5 цилиндров разных по высоте.

Игровые действия: цилиндры расставляются на столе в хаотичном порядке. Ребенок рассматривает 5 цилиндров, сравнивает их по высоте. Расставляет цилиндры по высоте, начиная с самого низкого, в порядке возрастания. Затем в порядке убывания, начиная с самого высокого.

«Угости трёх медведей»

Игровой материал: З игрушечных медведя, разных по размеру и весу; 3 кубика, одинаковых по размеру, но разных по весу (бочки мёда).

Игровые действия: медведи выставляются на столе. У ребенка 3 кубика, одинаковых по размеру, но разных по весу. Нужно найти для каждого медведя бочку мёда, взвесив каждый кубик в руках. Угостить медведей, учитывая, что Михаил Иванович самый большой и тяжёлый, Настасья Петровна поменьше и полегче, а Мишутка самый маленький и лёгкий. Взвешиваем на ладонях бочки поочерёдно.

Можно предложить ребенку расставить бочки в возрастающем (от самой лёгкой к самой тяжёлой) и убывающем порядке.

«Угадай»

Игровой материал: лист с нарисованными двумя парами лыж вразброс и полоска-мерка, которая укладывается в лыжах 3-4 раза, цветные карандаши.

Игровые действия: ребенку дается лист с нарисованными лыжами, условные мерки. Измеряем длину лыж с помощью условной мерки. Правильно прикладываем мерку. Раскрашиваем лыжи одинаковой длины одинаковым цветом.

Возможный вариант: «Новогодние ёлочки». Необходимо выбрать ёлку заданной условной длины (2 мерки, 5 мерок и т. д.). Выстраивание сериационного ряда.

«Найди свой домик»

Игровой материал: карточки с 5 домиками, в которых окошко в форме геометрической фигуры; конверты с геометрическими фигурами, равными по размеру «окошкам».

Игровые действия: ребенку раздаются карточки с домиками и геометрические фигуры. Каждой фигуре в конверте нужно найти свой домик с «окошком» соответствующей формы. Закрыть «окошко» геометрической фигурой.

«Что изменилось?»

Игровой материал: кукольная комната с обстановкой.

Игровые действия: мама ребенка расставляет кукольную мебель в кукольной комнате. Участник игры должен посмотреть и запомнить, как расставлена мебель. Закрыть глаза. В это время мама переставляет мебель. Ребенок открывает глаза и говорит, что изменилось.

«Чудесный мешочек»

Игровой материал: плоскостные и объёмные геометрические фигуры, мешочек, один набор геометрических фигур стоит на столе.

Игровые действия: ребенок по очереди достает геометрические фигуры из мешочка. Необходимо найти на ощупь фигуру, которую показал родитель из тех, что стоят на столе. Назвать её. Поставить рядом.

«Продолжай!»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия: мама бросает ребенку мяч, задавая при этом вопросы: какая часть суток? время года? день недели? и т.д.

Возможные варианты: мама бросает ребёнку мяч и называет любую единицу времени (например, лето). Ребёнок называет следующую единицу времени (осень). Называние единицы времени в обратном порядке (ночь, вечер, день, утро и т.п.).

«Назови соседей»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия: ребенок должен поймать мяч и назвать соседей заданного дня недели, времени суток, времен года, цифр и т.д.

«Сделай поровну»

Игровой материал: счетные палочки.

Игровые действия: взрослый раскладывает на столе палочки, вверху на одну больше, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагается сделать так, чтобы палочек в двух рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.

«Составление геометрических

фигур»

Игровой материал: счетные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30 см).

Игровые действия: взрослый предлагает составить квадрат и треугольник маленького размера; составить маленький и большой квадраты; составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники, прямоугольники и т.д.

«Автомобили и гаражи»

Игровой материал: листы с нарисованными гаражами разной величины, вырезанные изображения машин (легковых, грузовых, автобусов и т.д.).

Игровые действия: ребенок рассматривает картинки с изображением гаражей и автомобилей. Затем берёт любой автомобиль и накладывает его на гараж. Автомобиль можно поставить в гараж, если его величина соответствует величине гаража.

«Подбери колеса к вагончикам»

Игровой материал: вырезанные из цветного картона вагончики и колеса красного и синего цвета.

Игровые действия ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

«Составь цветок»

Игровой материал: вырезанные из цветного картона наборы геометрических фигур.

Игровые действия: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными или круглыми лепестками. Таким образом, можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

«Веселая гусеница»

Игровой материал: карточка, вырезанная из цветного картона, с изображением гусеницы; кружочки из картона с цифрами соответствующего размера.

Игровые действия: на теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Взрослый предлагает помочь гусеницам. Ребенок выбирает и выкладывает пропущенные цифры.

«Угадай, что загадали»

Игровой материал: игрушки.

Игровые действия:

1) Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) ребенка.

Взрослый говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать — какую. Для этого он предлагает определение: «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)».

Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении.

При повторном проведении игры надо поменять местами игрушки или заменить их другими.

2) Расположить игрушки вокруг взрослого. Загадывать игрушку будет ребенок.

Если ребенок не испытывают трудностей, следует попробовать дополнительные понятия: слева, справа.

«Домики»

Игровой материал: домики, плоскостные человечки.

Игровые действия: ребенку дается задание – «заселить дом». Но необходимо соблюдать важное правило – на каждом этаже живет такое количество жильцов, которое соответствует указанному номеру на крыше   дома. Левая сторона заполнена нарисованными человечками, правая пустая. Ребенок   сам определяет количество жильцов справа и заселяет их.

«Найди и назови»

Игровой материал: геометрические фигуры разного цвета и разного размера.

Игровые действия: на столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Взрослый просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

«Разноцветные полоски»

Игровой материал: набор полосок красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.

Игровые действия:

Варианты заданий:

1) группировка «широкие – узкие»;

2) группировка «длинные – короткие»;

3) выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;

4) сравнение полосок по разным параметрам величины.

«Сделай цифру»

Игровой материалпластилин, кубики, счетные палочки.

Игровые действия: предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать «вкусные» цифры.  Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

«Счетная мозаика»

Игровой материал: счетные палочки.

Игровые действия: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

свернуть

Сюжетно-ролевые

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи,расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки»«мебель»«продукты питания»«посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, располо-женные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,

мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость,расширять словарный запас: ввести понятия «больница»«больной»«лечение»«лекарства»«температура»«стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята,медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием.К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д.Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Цель:расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств,расширить словарный запас детей«лекарственные препараты»«фармацевт»«заказ»«лекарственные растения».

Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются

строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей,расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка»«каменщик»«подъемный кран»«строитель»«крановщик»«плотник»«сварщик»«строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинкис изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры:воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома.Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала, билеты, деньги, касса.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется,что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем

Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге,расширить словарный запас детей«библиотека»«профессия»«библиотекарь»«читальный зал».

Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинкамикартотека, карандаши, наборы открыток.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на

несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку,расширить словарный запас детей«космическое пространство»«космодром»«полет»«открытый космос».

Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки,необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие"

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения,расширить словарный запас детей«капитан»«путешествие вокруг света»«Азия»«Индия»«Европа»«Тихий океан».

Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Сюжетно - ролевая игра "Правила движения"

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей«пост ГИБДД»«светофор»«нарушение движения»«превышение скорости»«штраф».

Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены"

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.

Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.

Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно - ролевая игра "Пограничники"

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира,расширить словарный запас детей«граница»«пост»«охрана»«нарушение»«сигнал тревоги»«пограничник»«собаковод».

Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно

распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Сюжетно - ролевая игра "Школа"

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе,уважение к труду словарный запас детей«школьные принадлежности»«портфель»«пенал»«ученики» и т. д.

Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос»«планета»«Марс»«космическое пространство»«невесомость»«космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка»«разведчики»«часовой»«охрана»«солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

свернуть

Игры драматизации

«Интересная походка»

   Образуют круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга. По заданию ведущего нужно изобразить ту или иную походку. Например, походку человека по раскаленному песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого или гордого, или крадущегося человека, или человека, которому жмут ботинки. Ведущий приглашает желающих в круг и дети по очереди показывают свой вариант походки. Желательно, чтобы походку каждого типа изображали по 2—3 человека.

«Разные лошадки»

 Дети свободно стоят, лучше в кругу. Ведущий (взрослый) предваряет игру коротким вступительным словом о том, что лошадки, как и люди, непохожи друг на друга по характеру, нраву и, соответственно, по-разному себя ведут. Затем детям предлагается изобразить лошадку — упрямую, шаловливую, капризную, вежливую, застенчивую, злую и др. Дети могут показывать свои варианты по очереди, выходя в центр круга, если места мало, или все одновременно, если места для игры достаточно.

Примечание: вместо лошадок героями игры могут быть зайчики (хвастливый, трусливый, сердитый, ленивый и др.) или воробьи (задиристый, грустный, добрый, храбрый и др.).

«Теремок»

 В этой игре задача детей не разыграть известный сюжет, а лишь создать образы персонажей. Каждый ребенок получает карточку с именем сказочного героя, и коротко оговаривает с ведущим его характер и стиль поведения. Например, Медведь — молчаливый, неповоротливый; Заяц — трусливый; Лягушка — болтливая, непослушная; Муха — назойливая, непо­седливая; Волк — злой, драчливый; Лиса — недотрога, лукавая притворщица; Козел — упрямый, сердитый; Мышка — капризная, обидчивая и др. Далее ведущий говорит, что пришло время всем познакомиться с жителями теремка, и дети по очереди их изображают.

«Тишина»

 Дети вынимают из шкатулки записочки с ролями. Ведущий читает текст, а участники-актеры изображают то, о чем говорит ведущий, в соответствии со своей ролью. Текст, например, может быть таким:

Стояла тишина. Вдруг неожиданно грянул выстрел. Дерево_вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка. Вспорхнули и закружили вороны. Они долго, пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышло из будки, потянулась, оглянулась вокруг, тявкнула и хотела было залезть обратно, как вдруг увидела кошку, которая мирно лежала у дерева. Собака подбежала к кошке и зарычала. Кошка лишь приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон. Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул выстрел. Дерево_ вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка, и т.д.

«Король-Боровик»

Ведущий произносит текст, а остальные выполняют движения согласно тексту:

 Шел Король-Боровик через лес напрямик. Он грозил кулаком и стучал каблуком. Был Король-Боровик не в духе, Короля покусали мухи.

«Озвучивание»

ВАРИАНТ 1

    Для этой игры руководитель подбирает какую-нибудь детскую сказку или рассказ, который нужно инсценировать. Но вместо слов дети должны использовать гласные звуки и пропеть фразы. С помощью звуков и интонации нужно отразить переживания персонажей, эмоции.

    Например, звук «и» – улыбка, презрение, сожаление; звук

«о» – восхищение, удивление, боль; звук «а» – крик, боль, радость, и т. д.

    Можно использовать также междометия: ах, ух, эх, эй, ай, ой; но только гласные звуки, входящие в их состав, дети должны пропеть. Руководитель может заранее распределить между детьми, кто каким звуком будет петь. По ходу игры руководитель играет на музыкальном инструменте несложные мелодии или просто отдельные звуки, которые дети будут пропеть.

    Для этой игры подойдут сказки «Колобок», «Теремок», «Муха-Цокотуха».

ВАРИАНТ 2

    Участники этой игры распределяются. Одни выполняют определенные движения, другие воспроизводят их голосом    Потом дети, или какой-то игрок из первой группы начинают прыгать. Прыжки возможны на сравнительно небольшое расстояние Движения могут быть повторными: прыжки на одном месте, бег вперед—назад.

«Игра-загадка»

    Число участников неограниченное. Это могут быть и бабушка, и дедушка, и папа с мамой, и братья, и сестры, и друзья. Все они удобно устраиваются на стульях. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего, – поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой сидящим на стульях, кому и как что исполнить. Тот игрок, который стоит спиной к сидящим, должен отгадать говорящего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его персонажа.

свернуть

Дидактические игры

              «Правила гигиены»

Содержание: все становятся в круг

  • Что мы делаем утром, когда просыпаемся?
  • Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы (игрок выполняет в движении, и все повторяют его движения) следующий игрок выполняет следующее задание
  • Что мы делаем перед едой?
  • Моем руки ... и т.д.

«Комплименты»

Содержание: все выстраиваются  лицом друг к другу, и говорят друг другу комплименты; на каждый комплимент игрок делает один шаг.

1-й. Я очень рад дружить с такой аккуратной девочкой.

2-й. Мне приятно просить у тебя игрушку.

1-й. Ты очень жизнерадостный человек.

2-й. Ты никогда никого не обижаешь. ... И т.д.

«Построимся»

Содержание: во время игры можно общаться только посредством мимики и жестов, под музыку игроки двигаются, ведущий выключает музыку, все замирают на месте, звучит команда ведущего:

  • Построились  по росту! Далее игра продолжается:

1) построение по алфавиту;

2) по длине волос;

3) по длине рукава одежды, по длине брюк;

4) по цвету одежды от светлого до темного,

5) по цвету глаз от темного до светлого и т.д.

«Три слова»

Содержание: все стоят в кругу, ведущий читает считалочку, на ком-то останавливается, говорит ему любую тему, а игрок должен быстро назвать ему три слова из этой темы.

Например: тема «Режим дня». Ответ: подъем, прогулка, сон.

«Рассказ по цепочке»

Содержание: игроки становятся в круг. Ведущий начинает рассказ фразой: «Мальчик проснулся в 7 часов утра и ...» Следующий игрок повторяет предложение ведущего, и показывает движением, что сделал мальчик дальше. Каждый последующий игрок повторяет по очереди все, что показывали до него. В конце игры хором все повторяют вместе фразу и все движения по очереди.

«Наша безопасность»

Содержание: на полу чертится прямая линия, разделенная на три части (красная часть - опасность, средний уровень опасности, зеленая - нет опасности): красный,  желтый, зеленый. Все получают карточки с заданием, но чтобы добраться к финишу игры - черте и положить карточку на нужный цвет, надо пройти препятствия:

1 - гусиным шагом дойти до гимнастической скамейки;

2 - перелезть через скамейку, не выпрямляясь;

3 - выполнить на матах кувырок вперед;

4 - гусиным шагом дойти до финиша и только тогда положить карточку на линию и встать рядом.

Ведущий зачитывает задания в карточках вслух и при необходимости просит подтверждение правильности ответа у игроков. Например, задания:

— я пользуюсь чужим носовым платком;

— я пользуюсь чужой зубной щеткой;

— я выхожу из автобуса через переднюю дверь;

— я перехожу дорогу по «пешеходной зебре»;

— я нечаянно засыпал царапину песком;

— я съел незнакомую красивую красную ягоду с кустарника;

— я открыл дверь незнакомому сантехнику;

— я пошел в школу и положил ключ под коврик и т.д.

 «Сторож»

Содержание: дети договариваются сообща, какие действия они будут изображать (на первом этапе можно распределить роли ведущему). Пройдя к домику сторожа, произносят слова:

- Здравствуйте, сторож!

-  Здравствуйте, дети! Где вы были?

-  Мы не скажем, а что делали - покажем.

Сторож должен отгадать, что делали дети (умывались, чистили зубы, причесывались, чистили обувь и т.д.). Каждый раз дети придумывают новые действия. Как только сторож угадает, дети убегают, а сторож пытается их догнать.

                        «Зеркало»

Содержание: все выстраиваются  лицом друг к другу, образуя пары; один совершает какие-либо действия, другой пытается зеркально их повторить.

 «Возьми и передай»

Содержание: все становятся в круг, левым плечом к центру, в затылок друг к другу. Один из игроков, выбранный ведущим, на спине впереди стоящего рукой «рисует» предмет обихода (посуда-тарелка, вилка, нож, ложка, чашка; предметы

личной гигиены - расческа, носовой платок, зубная щетка и др.), этот игрок должен движением показать, как действуют с этим предметом в быту, и дети называют название этого предмета; если предмет угадан правильно, то игра продолжается дальше, если нет, то этот игрок, давший неправильный ответ, убегает от первого игрока, который пытается его догнать. Далее ведущий назначает следующего.

 

 

Музыкально-дидактические игры

 «АПЛОДИСМЕНТЫ»

    Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

    Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

    Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

«СТУЧАЛКИ»

    Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

    Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

    Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.

«ОЗВУЧИВАНИЕ»

    Для этой игры родитель подбирает какую-нибудь детскую сказку или рассказ, который нужно инсценировать. Но вместо слов ребенок должен использовать гласные звуки и пропевать фразы. С помощью звуков и интонации нужно отразить переживания персонажей, эмоции.

    Например, звук «и» – улыбка, презрение, сожаление; звук

    «о» – восхищение, удивление, боль; звук «а» – крик, боль, радость, и т. д.

    Можно использовать также междометия: ах, ух, эх, эй, ай, ой; но только гласные звуки, входящие в их состав.    Для этой игры подойдут сказки «Колобок», «Теремок», «Муха-Цокотуха».

«МУЛЬТПАРАД»

    Название игры говорит само за себя. Ведущий загадывает мультфильм, в котором есть песенки, к примеру «Бременские музыканты». Игроки должны вспомнить как можно больше песен из этого мультфильма и исполнить их (хотя бы частично). Играть можно двумя способами.

  1. Все игроки по очереди поют каждый свою песню (в данном случае ведущим становится тот игрок, который последним спел песню); либо песни поются хором, и тогда ведущим становится тот игрок, который первым запел песню, а ее подхватили остальные.
  2. Героями многих мультфильмов являются звери, и, соответственно, звери исполняют песни. Можно исполнять песни их голосами, К примеру, лев будет петь и немного рычать, утенок попискивать, котенок мяукать между строк. Песню исполняет ведущий, а игроки не просто угадывают, кто это поет, а еще и стараются вспомнить, как называется мультфильм, из которого взята данная песня. В эту категорию можно включить и домовых, и леших, и других выдуманных персонажей. Место ведущего занимает тот игрок, который первым угадал название мультфильма.
свернуть