Советы музыкального руководителя

Место национального фольклора и обрядовых праздников в становлении положительного психоэмоционального состояния ребёнка

07.02.2024

Как научить ребёнка любить и понимать музыку.

Фольклор для детей

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

 

      Развитие речи на музыкальных занятиях играет немаловажную роль. Все разделы развития речи имеют место в работе на музыкальных занятиях и встречаются во всех видах музыкальной деятельности (и звуковая культура речи, и словарная работа, и грамматический строй речи, и связная речь). Большое значение для развития звуковой культуры речи детей имеют музыкальные занятия. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. работа над звуковой культурой речи в большей степени проводится в пении. Здесь ставятся такие задачи как: *воспитание у детей правильного произношения слов, ясного произношения звуков в словах, *развитие хорошей дикции, *воспитание правильного речевого дыхания, *развитие выразительности детской речи. На музыкальных занятиях мы развиваем у детей умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи, различные интонационные средства выразительности ( ударения, мелодику, логические паузы, ритм, тембр речи).             При пении (будь-то упражнения для развития слуха и голоса, или песни) мы развиваем у детей:

1. звуковысотный слух (учим различать звуки по высоте, изменение голоса по высоте (игра «Птички и птенчики») и по тембру (игра «Кто поёт?», «Кого встретил колобок?»)

2. слуховое внимание (учим определить на слух направление движения мелодии вверх- вниз (попевки «Куда ведёт нас лесенка?»), различать средства музыкальной выразительности).

3. фонематический слух (учим различать и понимать слова в текстах песни)

4. восприятие темпа и ритма речи (развиваем способность детей правильно слышать и воспринимать ритмический рисунок слова) Пение попевок на различных звуках, песен, игр- хороводов способствует развитию речевого слуха.

       Таким образом, воспитание речевого слуха на музыкальных занятиях направлено на выработку у детей умения воспринимать в музыкальной речи разнообразные тонкости её звучания: правильность произношения звуков, чёткость, ясность произношения слов и их окончаний, повышение или понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение или замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление....) Пение играет большое значение для развития речевого дыхания. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодию песни. Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.

      Пение даёт также возможность вырабатывать у детей протяженное произношение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произношение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песен, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности. Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи, грамматическим строем).

    На музыкальных занятиях большое место занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация. Словарная работа тесно связана с познавательным развитием. Слушание музыки- дети знакомятся с композиторами, различными жанрами, учатся сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, сравнивать музыкальные произведения с произведениями литературными, знакомятся с названиями различных инструментов, учатся рассказывать об изобразительности музыки, учатся различать и объяснять средства выразительности музыки.

        Однако работа по обогащению и активизации речевого словаря проводится во всех видах музыкальной деятельности: пении, слушании, танце, игре. Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Немаловажная роль отводится работе над грамматическим строем речи. Эта работа проводится на протяжении всего занятия, постоянно обращается внимание на правильность произношения тех или иных слов. К исправлению ошибок привлекаются и сами дети.

       Неотделима от решения задач речевого развития и связная речь. Так, в процессе словарной работы ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли, точно и полно. (Например: в младшем возрасте дети высказываются о характере одним словом. Постепенно дети накапливают запас слов. В старшем возрасте у детей развивается умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки точно и полно). Чаще всего на музыкальных занятиях протекает диалогическая речь (беседа музыкального руководителя и детей, постановка вопроса и ответа на него). Таким образом, на музыкальных занятиях ведётся работа по всем разделам развития речи.

 

свернуть

Что такое МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

ПОИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ

Консультации для родителей

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

  Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

свернуть

Музыкотерапия

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Корни возникновения музыкотерапии, как метода лечения, уходят в глубокую древность    и непосредственно связаны с историей народной медицины.

Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.       

Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков. С помощью специально организованных по законам ком-позиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ:  -радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;    

ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном тем-пе. Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия     без слов. А живое пение – сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. Ни в коем случае нельзя давать маленьким   детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены  для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму. Какую музыку лучше всего слушать?     

– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

– Для уменьшения раздражительности, разочарования – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.

– Для общего успокоения –«Колыбельная» Брамса,«Аве Мария»Шуберта.                             

– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряже-нием – «Дон Жуан» Моцарт, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.

– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония»Чайковского 3 ч.

СЕЙЧАС у родителей большой выбор — они могут не только покупать CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении, но и слушать в интернете. 

свернуть

Танцы на завтрак, танцы на обед… Какая польза нам от этих танцев?

Давайте поговорим сегодня о танцах! Об удовольствии и пользе, о возможностях и открытиях... Попробуем проникнуть в суть, хоть самую малость!

Вы, конечно же, не будете спорить, что танцевать всегда приятно. Движение тела под музыку поднимает настроение. Почему? Потому что оно, наше тело, создано для движения. Это его такое же естественное состояние, как и дыхание. Движение дает нам дополнительную энергию. Вот почему мы, танцуя, чувствуем себя в состоянии, близком к эйфории: улыбка во весь рот, глаза блестят, руки-ноги – в свободном полете. Врачи бы вам сказали, что это происходит потому, что движение вызывает активный выброс в кровь эндорфинов, таких маленьких частиц, которые отвечают за наше хорошее настроение. Может быть. Не будем спорить.

Танец – это реальный способ поднять себе настроение до максимума. Он может помочь выскочить из депрессии и пробудить нас для активной жизни. А что такое – находиться в хорошем настроении? Это значит не иметь проблем. Поверьте, все это взаимосвязано. Человек в хорошем настроении смотрит на мир веселыми глазами и все воспринимает через призму радости.

Не верите, что танец способствует такому состоянию? Проверьте! Прямо сейчас включите музыку и начните двигаться. Не вслушиваясь в слова, дайте своему телу возможность самому выбирать движения. Это называется – свободная пластика. Этому не надо учиться. Это умеет каждый, просто мы так боимся показаться смешными, что все время подражаем кому-нибудь, даже в танце. А ведь у каждого из нас имеется своя природная пластика и она прекрасна.

Итак, включаем музыку и двигаем руками и ногами. Для хорошего самочувствия исполнение сложных элементов вовсе необязательно. Самое главное – двигаться под музыку, которая доставляет вам удовольствие. Начинайте танцевать прямо с утра. Я это делаю именно так. Поэтому весь день в хорошем настроении. Один совет – не надо слушать утром грустные песенки о любви, тем более танцевать под них. Это – прекрасный способ загнать себя в пессимистичное настроение на весь день, даже если в личной жизни у вас все в полном порядке. Наше подсознание больше любит записывать на подкорку негативные эмоции, чем позитивные.

Но если все-таки негативные эмоции появились, попробуйте избавиться от них самым приятным способом – «вытанцуйте» их. Для этого даже существует специальная система, название которой – танцетерапия. Сущность ее заключается в следующем: вы сосредотачиваетесь, например, на обиде; затем выбираете музыку, которая, как вам кажется, подходит для этого; а потом начинаете свою обиду вытанцовывать, выбрасывать ее в пространство, используя различные движения тела. Вскоре вместо вашей обиды останется приятная пустота, а настроение обязательно улучшится, потому что тело наполнится энергией. А большое количество энергии – это наше здоровье.

Хотите быть здоровыми – танцуйте много, до упаду, но не забывайте, что танец должен быть в удовольствие. Не превращайте его в обязанность, не давайте ему потерять свое первородное очарование.

На заре нашего мироздания, когда еще и слов-то не было, люди выражали свои мысли и чувства с помощью движения. Они исполняли ритуальные танцы, чтобы умилостивить природу и богов. Тогда танец имел магическое значение. Думаете, он его утратил в наши дни? Нисколько! Вспомните, сколько разных эмоций вызывают у вас танцы: искрометное танго, нежный вальс, пленительный танец живота, зажигательное фламенко, яркая сальса. Раз эти танцы овладевают вашими эмоциями, значит, танцуя их, вы получаете возможность воздействовать на эмоции других людей. Разве это не магия? А там, где присутствует хоть какой-то магический элемент – происходят чудеса. Существуют даже специальные занятия, на которых с помощью несложных танцев исполняются самые заветные желания и достигаются цели, которые раньше считались недостижимыми.

Но что же делать, если вас не отдали в детстве в танцевальную студию, а в юности вы были увлечены плетением фенечек или чем-нибудь еще? Не отчаивайтесь! Начинать танцевать никогда не поздно. Начинайте прямо сейчас, дочитав эту статью. И вы обязательно поймете и почувствуете, какое это наслаждение – танец, ваш собственный танец!

свернуть

Зачем ребёнку музыка?

Чем раньше музыка войдёт в жизнь

ребёнка, тем глубже и прочнее она

займёт место в его душе.

Н. Ветлугина

 Одним из важнейших средств эмоционального развития ребёнка, становится музыка, для которой язык эмоций родной. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью. О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали ещё древние. Тот самый Пифагор, который больше известен нам, как математик и астроном, сказал своё слово и в античной эстетике. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, – свидетельствует его современник, он легко поворачивал к противоположному состоянию страсть, неуёмную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков и добродетели».

Другой древнегреческий философ Платон, сочувствующий эстетическим взглядам Пифагора, писал, что «…ритм и гармония лучше всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведёт к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».

«Человек, взявший в руки скрипку, – гласит народная мудрость, – не способен совершить ничего плохого».

Музыка, понятая и прочувствованная ребёнком, становится важным средством нравственного воспитания.

Музыка учит добру. Погрузившись а солнечный, просветлённый мир Моцарта или в неистовый, полный мятежного, героического духа мир Бетховена, человек становится лучше , нравственно чище.

Наша задача привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её и в жизни, и в человеческих отношениях.

свернуть