Методическая копилка

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний.  

Родительское собрание

Цель родительского собрания:

  1. Согласование и объединение усилий учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Этапы подготовки и  проведения родительского собрания.

Подготовительный    этап

Родительское собрание должно быть основательно подготовлено.

  1. За две недели до собрания разместить в раздевалке (сайте учреждения в разделе «Страничка группы») объявление (приглашение) с указанием темы, даты и времени его проведения.

2.Провести заранее анкетирование (по мере необходимости, исходя из темы собрания).

3.Провести социальный опрос (по мере необходимости, исходя из темы собрания).

4.Подготовить для родителей буклеты, памятки с кратким содержанием собрания (как вариант).

5.Оформить наглядную продукцию, раскрывающую тему предстоящего собрания:  акцентировать внимание на деятельность детей в учреждении образования, можно - в домашних условиях (по предварительному согласованию с родителями), (фотогазеты, семейные газеты,  выставки книг)   подготовить необходимое оборудование, материалы.

6.Продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей.

  1. Предложить родителям (по мере необходимости) подготовить выступление на заданную тему.
  2. Чтобы придать мероприятию большую значимость, организовать присутствие на собрании администрации, специалистов, представителей
  3. Тема для собрания взята по запросу родителей, по проблеме группы, учреждения.

Нельзя сажать родителей и гостей  на детские стульчики.  Общение должно проходить на одном уровне.

Основной этап

1.Установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

2.Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании - активные участники и партнеры в обсуждении проблемы.

  1. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с родителями. Родители непосредственные участники, обсуждаю, спорят, доказывают.
  2. Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.
  3. Обязательно наличие обратной связи.

Заключительный этап

  1. Обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребенка. Рефлексия.
  2. Принятие решений по каждому вопросу.

Рекомендуем тему родительских собраний выбирать, ориентируясь на:

 - приоритетные задачи, стоящие перед системой дошкольного образования в Республике Беларусь (см. Инструктивно-методическое письмо к началу 2021/2022 учебного года);

   - годовые задачи, стоящие перед учреждением образования на текущий  учебный год;  

 - специфику группы (санаторная, разновозрастная, группа интегрированного  обучения и воспитания и др.);

 -  возрастные особенности воспитанников группы.  

Десять правил проведения родительских собраний.

  1. Собрание должно запомниться.
  2. Собрание должно заставить задуматься.
  3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
  4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
  5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
  6. На каждого родителя должно хватить времени.
  7. Собрание – не лекция и не занятие, привлекайте родителей к диалогу.
  8. Уважайте свое время и время родителей- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин (20 мин.- донести новую информацию,15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
  9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10.Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.

Чего не стоит делать на собрании?

- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

- Давать негативную оценку всей группе.

- Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Консультация для воспитателей об организации дижурства

Особенности организация образовательного процесса с воспитанниками с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивностью.

Методика работы с художественной литературой в учреждении дошкольного образования

Обучение детей измерению объема тел, работе с условной меркой

Технологические аспекты проведения рефлексивного анализа занятия

     В основе результативности работы воспитателя лежит постоянное совершенствование образовательного процесса. Анализируя свою деятельность, педагог выделяет проблемы. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется». Самооценка и самоанализ собственной деятельности показывают профессиональную зрелость и мастерство воспитателя. Трудность заключается в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженные самооценки, а большинство – завышенные. В основе грамотного самоанализа проведённого занятия лежит знание и безусловное выполнение требований к занятию.

     Для проведения самоанализа необходимо сравнить логику запланированных действий (конспект занятия) с логикой проведения реального занятия.

В конспекте должны быть отражены следующие параметры:

  • Тема занятия, вид занятия, образовательная область, возрастная группа воспитанников
  • Программные задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)
  • Материал
  • Предварительная работа
  • Ход занятия (прямая речь воспитателя, вопросы к детям, предполагаемые ответы детей, основные методы и приёмы, основные структурные компоненты занятия должны быть логически связаны между собой).

   При подготовке к занятию необходимо продумать организацию предметно-пространственной среды (безопасность, соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, рациональность размещения), смену динамических поз. В современных условиях идеальным вариантом для проведения самоанализа является просмотр видеозаписи занятия.

В обычной практике можно провести самоанализ, ориентируясь на такие вопросы самому себе:

  1. Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Чего я не смогла учесть при планировании занятия, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты занятия оказались для меня неожиданными?
  2. Достигло ли занятие запланированной цели? Как это можно определить (по ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания…)?
  3. Если занятие не достигло запланированной цели, то почему? Чего же тогда я всё-таки достигла? Какую часть занятия удалось реализовать? (Очень важный момент самоанализа, поскольку разработка следующего занятия должна строиться на основе итога, достигнутого на предыдущем занятии.)
  4. На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать? Бывает, что ребёнок задаёт неожиданный вопрос, на который педагог не может с ходу ответить.

Очень трудным для молодого педагога является умение отслеживать свои речевые ошибки, неточности, неудачно сформулированные вопросы. Если необходимо провести самоанализ для коллег, нужно заранее ознакомиться с критериями анализа, знать цель будущего анализа, поскольку это необходимо учесть при самоанализе. Основой самоанализа в этом случае анализа могут быть: памятка, схема, вопросник.

Алгоритм самоанализа занятия

  1. Тема и программные задачи: - полная формулировка темы занятия; - решение триединой дидактической задачи (обучение, развитие, воспитание).
  2. Обзор занятия: - соответствие программного содержания возрастным, психофизиологическим особенностям детей; - эффективность используемых методов и приёмов; - целесообразность используемых форм организации деятельности детей; - эффективность использования оборудования и материалов на разных этапах занятия; - реализация индивидуально – дифференцированного подхода к детям на занятии; - уровень познавательной, речевой активности детей на занятии; - создание каждому ребёнку ситуации успешности; - стимулирование мотивации детей: поощрения, сюрпризные моменты, проблемные вопросы и ситуации, опора на жизненный опыт, задания творческого характера; - реализация здоровьесберегающего подхода;
  3. Результативность: - общая оценка деятельности детей; - побуждение воспитанников к рефлексии собственной деятельности; - степень достижения поставленных задач. В начале самоанализа озвучиваются положительные стороны по всем критериям анализа. Что удалось? Что способствовало достижению положительных результатов? Какие методы, приёмы были наиболее эффективными?

Анализ (самоанализ) занятия может проводиться в таких формах:

Краткий (оценочный) анализ – общая оценка занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализация

Структурный (поэтапный) анализ – выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей

Системный анализ – рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей

Структурно – временной анализ – оценка использования времени занятия по каждому его этапу

Комплексный анализ – одновременное изучение дидактических, психологических и других основ занятия

свернуть

Организация питания, как средство формирования здоровья детей дошкольного возраста

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Подбор наглядного и дидактического материала к занятиям

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для воспитателей дошкольного образования, узких специалистов
развернуть

Патриотическое воспитание

Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в учреждении дошкольного образования

Методические рекомендации

Использование произведений белорусского декоративно-прикладного искусства

Методыка правядзення заняткаў па развіццю беларускага маўлення

Для педагогов

Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

08.12.2021

Логопеды рекомендуют

На заметку

В помощь педагогам

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

Инклюзивное обучение